Галашенкова Любовь
Рекомендации для родителей «Мелкая моторика в развитии ребенка»Рекомендации для родителей «Мелкая моторика в развитии ребенка»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействие на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на печень и почки, мизинца на сердце. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развитие рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук не функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важным умениям держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами; пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей; оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно. Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет Волшебная шкатулка Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки. Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам. Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их. Волшебные шнурки Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины. Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Создайте с ребенком целую картину на столе или диване. Угости кукол Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов. Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам. Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами. Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их. Опять мимо! Игра развивает мелкую моторику и координацию движений Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком. После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места». «Раз фасоль, два фасоль...» Игра развивает мелкую моторику, обучает счету Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка. Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д. Крутится? Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками. Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой. Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках. Попросите повторить ваши действия. Входит и выходит Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка. Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку. Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике». Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет. Учимся пересыпать Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком. Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы. Научите его делать движения рукой, как будто он солит. Бусы Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы. Весьма увлекательное занятие даже для взрослых! Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей. Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия. Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать. А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы. Мастерим бусы Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу. Подарок для куклы Необходимый инвентарь: бусины с крупными отверстиями, леска. Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы. Сортируем макароны Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы. Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик». Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны. Помогите ребенку справиться с заданием. Поезд из катушек Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока. Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки. Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд. Узоры Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры. Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их. Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует. Лабиринт для карандаша Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка. Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след. Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры. Лабиринт для пальчика Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа. Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры. В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных. Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры). На дорожки приклейте разную крупу. Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями. Попробуй расстегни Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта). Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы. После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами. Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде. Узоры из пуговиц Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров. Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму. Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то есть научится классифицировать предметы по одному признаку. В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики. Найди клад Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка. В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку). Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки. В час по чайной ложке Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный» Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки. Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой. Разрешите ему поиграть самостоятельно. Аппликация Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы. Научите ребенка делать картинки в технике аппликации. Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать их на бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами. Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, и позволить ему делать это самостоятельно. Гусеница Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы. Вырежьте из цветной бумаги кружки. Вместе с ребенком приклейте их на лист бумаги один за другим так, чтобы получилась гусеница. Пририсуйте гусенице усики и лапки. Поздравляю! Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей. Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы. Возьмите лист белой или цветной бумаги формата А4, разрежьте его пополам и сложите. У вас получится шаблон для открытки. Теперь вместе с ребенком наклейте фигурки, вырезанные из цветной бумаги. Для открытки «С днем рождения!» подойдут цветы, воздушные шарики, зверюшки. На новогодней открытке хорошо будут смотреться елка, снеговик. Можно изготовить поздравительные открытки для папы, бабушек и дедушек. Первый аквариум Игра способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру Необходимый инвентарь: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей. Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок — аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйте ребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках. А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их на листе. Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается. Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое. Входит не входит Игра способствует разбитию мелкой моторики, навыков сопоставления Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка. Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно. Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку Пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы. После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстие бутылки. Пирамидка из пуговиц Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования Необходимый инвентарь: зубочистки, пуговицы. Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Предложите малышу нанизать на нее для начала, например, только белые пуговицы. Затем попросите ребенка собрать пирамидку из пуговиц одного размера или, начиная с самой большой, в порядке уменьшения. Пальчиковые игры Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти. 13 февраля 2019 в 09:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.